ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КАЖДОМУ ПОТРЕБИТЕЛЮ

+7 (812) 302-60-12

Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 47, лит. О, пом. 1-Н, каб. 401

меню

ФАС предлагает разрешить включать в сетевые тарифы долги обанкротившихся гарантирующих поставщиков энергии

12.03.2024 ФАС предлагает разрешить включать в сетевые тарифы долги обанкротившихся гарантирующих поставщиков энергии. "Россети" поддерживают идею, оценивая объем накопившихся долгов в 20 млрд руб. Существенная задолженность, по данным "Ъ", приходится на Тверскую, Архангельскую, Вологодскую области и Республику Тыву. Поправка может коснуться и структур "Россетей", которые ранее выполняли функции сбыта на Северном Кавказе. Потребители выступают против, считая возникновение долгов следствием недосмотра регулятора и сетевой компании.

  ФАС хочет разрешить сетевым компаниям включать в тарифы на передачу электроэнергии долги гарантирующих поставщиков (ГП, основной энергосбыт в регионе), находящихся в процедуре банкротства. В частности, в расчет тарифов могут войти расходы на формирование резерва по сомнительным долгам, обслуживание ссуд на покрытие недостатка средств при просрочке платежей со стороны ГП, "включая просроченную задолженность предыдущих лет", говорится в проекте документа на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Существенный размер долгов ГП, по данным "Ъ", приходится на Тверскую, Архангельскую и Вологодскую области, а также Республику Тыву.

Сейчас регулятор может включать в тариф расходы на формирование резерва по сомнительным долгам только прямых потребителей, но не более 1,5% от выручки. В новых правилах, касающихся долгов ГП-банкротов, нет ограничений по объему расходов.

Судя по документу, сетевая компания сможет направлять на покрытие долгов ГП амортизационные отчисления, учитываемые в тарифе. Но в исходной концепции механизма "целевой амортизации" предполагалось, что сети смогут направлять отчисления только на инвестпрограмму и ремонты.

  Кроме того, ФАС может разрешить включать в необходимую валовую выручку (НВВ) сетевой компании расходы на списание долгов, возникших "в период исполнения сетевой организации функций ГП". Например, сбыты-банкроты "Каббалкэнерго", "Калмэнергосбыт", "Карачаево-Черкесскэнерго" были дочерними организациями "Россетей" и имели статус ГП, но в 2021 году лишились его из-за долгов перед оптовым рынком. Сетевые компании не могут заниматься сбытовой деятельностью, но ГП на Северном Кавказе передали "Россетям", поскольку других претендентов на них не нашлось.

  В "Россетях" считают, что инициатива позволит решить проблему, которая "накапливалась годами". По оценкам компании, долги ГП, которые по текущим правилам не включаются в тариф, составляют около 20 млрд руб.: по сути, эти средства должны были быть направлены на содержание и развитие электросетевого комплекса, но не были получены и выведены из оборота недобросовестными сбытами. В ФАС уточнили "Ъ", что "подтвержденные затраты могут быть включены в "закрытый" перечень расходов на амортизацию, что позволит исключить эти расходы при формировании НВВ на последующий период и сдержать тарифную нагрузку".

     В "Сообществе потребителей энергии" подчеркивают, что они "не должны повторно платить за услуги электроснабжения".

Чаще всего долг и последующее банкротство ГП, в отличие от долга прямого потребителя, - следствие недосмотра регулятора, наделившего сбыт статусом ГП, и сетевой компании, подчеркнули там: "Проблема таких долгов должна решаться тем же составом - государством с его механизмами субсидий, налоговых и прочих послаблений и сетями с их предпринимательской прибылью".

  Директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим отмечает, что документ ФАС позволяет распределить компенсацию долгов ГП через тариф на пять лет, а для особых случаев - дополнительно продлить рассрочку, заключив регуляторное соглашение. Эксперт полагает, что норма не приведет к заметному изменению тарифов: "Возможность использования амортизационных отчислений, в том числе на формирование резерва по сомнительным долгам, позволит устранить разногласия между сетями и регуляторами в процессе утверждения инвестпрограмм и оптимизировать тарифную нагрузку при формировании источников компенсации просроченной задолженности ГП".

Возврат к списку